(с)
- Вопрос о свободе воли и об ответственности. Наука основана на принципе причинности. Мы считаем, что если что-то происходит, значит есть причины. Это распространяется и на нашу психику. Если мы как-то поступили, так, а не иначе, то на это были причины. Что это за причины? Это могут быть причины во внешней среде, которые вынудили нас так поступить, это могут быть внутренние причины. Я такой человек, что я вот так поступил, сделал такой выбор. А что значит "я такой человек"? Значит, мой мозг так устроен - мои нейроны под действием генов, среды, воспитания и случайностей сплелись в такие сети, что я в ответ на такую-то ситуацию принимаю такое-то решение. Если есть причины - нет свободы. Принцип свободы воли, понимаемый вот так, как абсолют, противоречит принципу причинности. Отсюда следует, что материалистическая наука должна признать, что свобода воли - это иллюзия. На самом деле, мы биороботы, поведение которых определяется устройством нашего мозга. Конечно, мозг меняется в ходе обучения и так далее. У нас есть иллюзия "я", самосознания, у нас есть иллюзия того, что мы сознательные деятели, мы обладаем некой свободой воли. А что такое свобода воли? Это что - некая беспричинная нематериальная сущность? Изучение мозга убеждает нас в том, что нет, что все там материально. И соответственно приводит к тому, что это иллюзия, что на самом деле все имеет причину, наши поступки тоже, значит, свобода воли - это некий самообман, адаптивно-выгодный. Но это не снимает с нас ответственности, впрочем. Потому что ответственность может базироваться на других вещах, независимо от того, отвечает человек за свое поведение, или нет. Если это поведение представляет опасность для общества, есть смысл переделать устройство мозгов этого человека, выработать человеку другие условные рефлексы и другие реакции. Наказание - это обучение на негативном опыте. Оно может изменить поведение таким образом, как это выгодно обществу.
(с)
(с)